Выписка из инструктивного письма 2006-2007 учебного года
ИНФОРМАТИКА «Информатика» как учебный предмет является одной из составляющих государст-венного компонента базисного учебного плана среднего общего образования Республики Казахстан. Школьный курс информатики призван обеспечить достаточно полный объем фун-даментальных знаний в области информатики, развитие мышления, познавательной и творческой способностей школьников, формирование понимания ими роли информатики в жизни информационного общества и развитии общечеловеческой культуры, формиро-вание научных взглядов на природу, социально значимых ориентацией, обуславливающих отношение человека к миру, систему ценностей личности, навыков творческого приложе-ния знаний в решении проблем. Перспектива развития содержания школьной информатики связана с существен-ным расширением объекта исследования науки информатики в области формирования информационной грамотности и информационной культуры учащихся. Информатика стала теоретической основой формирования у учащихся информаци-онной картины мира, а также с развитием современной компьютерной техники и ее не-отъемлемой составной частью. Быстрыми темпами развиваются типы информационных технологий, создаются новые прикладные программные средства, офисные программы и т.п. Многие из них находят отражение в содержаниях курсах информатики старших клас-сов. Вместе с тем существует проблема более полного и более раннего изучения этих во-просов. Изменение приоритетов в школьном образовании диктует выделить следующие наиболее общие цели обучения информатике: - подготовка учеников к активной полноценной жизни и работе в условиях инфор-мационного общества; - воспитание у учащихся информационной культуры, адекватной современным ин-формационным технологиям; - обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основ информати-ки - знаниями о процессах преобразования, передачи и использования информации; - раскрытие им значения информационных процессов в формировании современ-ной научной картины мира, роли информационных технологий и вычислительной техники в развитии современного общества; - привитие учащимся навыков сознательного и рационального использования ком-пьютеров в учебной, а затем и в профессиональной деятельности; - создание условий для внедрения новых информационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы. Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач: - формирование основ научного мировоззрения (включает в себя получение знаний о значении информационных процессов в создании научной картины мира и их роли в живой природе, технике, обществе, о значении информатики и вычислительной техники в развитии общества и в изменении содержания и характера труда человека); - развитие мышления учащихся (в частности алгоритмического, операционного и модульно-рефлексивного стиля мышления); - подготовка учащихся к практической деятельности, труду и продолжению обра-зования (связана с формированием знаний об основных принципах работы компьютера, способах передачи информации, об основных этапах информационной технологии реше-ния задач в широком смысле; умений моделирования и применения их в разных предмет-ных областях; умений и навыков сознательного и рационального использования компью-тера в качестве средства для решения практических задач). На основе этих задач в учебной программе раскрываются более конкретные дидак-тические задачи обучения информатике, среди которых наиважнейшей является научить учащегося способам добывания знаний. В 2006-2007 учебном году обучение информатике в 7-10 классах общеобразова-тельной школы Республики Казахстан осуществляется на основе Государственного обще-обязательного стандарта среднего общего образования РК по предмету “Информатика”, утвержденного приказом МОН РК за № 693 от 24.09.2002 г. В Базисном учебном плане для изучения информатики на основной ступени школы (7-9 классы) предусмотрен 1 час в неделю, 102 часа в учебном году, в том числе: 7 класс - 1 час в неделю, 34 часа в учебном году, 8 класс - 1 час в неделю, 34 часа в учебном году, 9 класс - 1 час в неделю, 34 часа в учебном году. Одним из направлений реформы казахстанского образования, ориентированных на создание конкурентоспособного образовательного поля, является профилизация старшей ступени школы. При этом предусматривается поэтапный переход на профильное обучение в старших классах 11-летней школы. В 2006-2007 учебном году профилизация должна ох-ватить 10-е классы. При этом предусматривается выбор школьниками общественно-гуманитарного или естественно-математического направления обучения. В классах есте-ственно-математического направления на изучение информатики выделяется 2 часа в не-делю (136 часов обучения в 10-11 классах); на общественно-гуманитарном направлении - 1 час в неделю (68 часов за 2 года обучения в 10-11 классах). На любом профиле обучения для учащихся, проявляющих повышенный интерес к информатике и ее практическим приложениям, школа может увеличить число часов на изучение информатики путем пре-доставления курса по выбору. При обучении информатики в 7-9 классах следует использовать программу «Ин-форматика» для 7-9 классов общеобразовательной школы с казахским и русским языками обучения. – Алматы: РОНД, 2003 (приказ МОиН № 148 от 11.03.2003г); Программы «Ин-форматика» для 8-9 классов общеобразовательной школы. – Алматы, 2004 (приказ МОиН от 11.03.2003г. № 148). В 10 класс используются следующие программы, утвержденные Приказом № 672 от 18.10.2005 г. МОиН РК: 12. Программы по информатике для 10-11 классов общеобразовательной школы естественно-математического направления. Ермеков Н., Мухамбетжанова С.Т. // Про-граммы по информатике для 10-11 классов общеобразовательной школы. – Алматы: КАО им. Ы.Алтынсарина, 2006. 13. Программы по информатике для 10-11 классов общеобразовательной школы общественно-гуманитарного направления. Ермеков Н., Мухамбетжанова С.Т. // Програм-мы по информатике для 10-11 классов общеобразовательной школы. – Алматы: КАО им.Ы.Алтынсарина, 2006. Перечень учебно-методических комплексов, разрешенных к использованию в ор-ганизациях среднего общего образования, определен приказами МОиН РК № 6 от 6 янва-ря 2006 года, №129 от 16.03.2006, № 210 от 25.04.2006: 1. 7 класс. Информатика. Ермеков Н., Мухамбетжанова С., Стифутина Н. - Алматы: Атамура, 2003. 2. 8 класс. Информатика. Ермеков Н., Стифутина Н. - Алматы: Мектеп, 2004. 3. 9 класс. Информатика. Бурибаев Б., Накисбеков Б., Мадьярова Г. – Алматы: Мектеп, 2005. 4. Информатика. Ермеков Н., Криворучко В.А., Ногайбаланова С.Ж. Учебник для 10 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения (естественно-математическое направление). – Алматы: Жазушы, 2006. 5. Информатика. Ермеков Н., Криворучко В.А., Ногайбаланова С.Ж. Учебник для 10 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения (общественно-гуманитарное направление). – Алматы: Жазушы, 2006. 6. Информатика. Кирнос В. Учебник для 10 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения (естественно-математическое направление). – Алматы: «Келе-шек 2030», 2006. 7. Информатика. Кирнос В. Учебник для 10 класса общеобразовательной школы с русским языком обучения (общественно-гуманитарное направление). – Алматы: «Келе-шек 2030», 2006. В соответствии с профилем школы (классов) в 10 классах общеобразовательных школ рекомендуется использовать следующие учебно-методические комплексы: 1. Информатика. Ермеков Н., Криворучко В.А., Ногайбаланова С.Ж. Методическое руководство для учителей 10 класса общеобразовательной школы общественно-гуманитарного направления.. – Алматы: Жазушы, 2006. 2. Информатика. Ермеков Н., Криворучко В.А., Ногайбаланова С.Ж. Методическое руководство для учителей 10 класса общеобразовательной школы естественно-математического направления..– Алматы: Жазушы, 2006. 3. Информатика. Кирнос В. Методическое руководство для учителей 10 класса общеобразовательной школы общественно-гуманитарного направления.. – Алматы: «Ке-лешек 2030», 2006. 4. Информатика. Кирнос В. Методическое руководство для учителей 10 класса общеобразовательной школы общественно-гуманитарного направления.. – Алматы: «Ке-лешек 2030», 2006. 5. Информатика. Ермеков Н., Криворучко В.А., Ногайбаланова С.Ж. Дидактиче-ские материалы для 10 класса общеобразовательной школы общественно-гуманитарного направления. – Алматы: Жазушы, 2006. 6. Информатика. Ермеков Н., Криворучко В.А., Ногайбаланова С.Ж. Дидактиче-ские материалы для 10 класса общеобразовательной школы естественно-математического направления.– Алматы: Жазушы, 2006. 7. Информатика. Кирнос В. Дидактические материалы для 10 класса общеобразо-вательной школы общественно-гуманитарного направления. – Алматы:, «Келешек 2030», 2006. 8. Информатика. Кирнос В. Дидактические материалы для 10 класса общеобразова-тельной школы общественно-гуманитарного направления. – Алматы: «Келешек 2030», 2006. При большом числе учащихся, желающих изучать информатику углубленно, шко-ла имеет право за счет часов, выделяемых базисным учебным планом на профильные кур-сы, добавлять к 3 недельным часам на профильном уровне еще 2 часа в неделю на изуче-ние информатики. Требования к подготовке учащихся определяются стандартом по ин-форматике для соответствующих уровня. При организации профильного обучения на старшей ступени школы необходимо заложить в учебный план школы курсы по выбору. Это могут быть курсы следующего со-держания: «Оператор ЭВМ», «Компьютерное делопроизводство», «Компьютерная графи-ка», «Web-дизайн» и др. Изучение информатики как учебного предмета по выбору учащихся, а также уг-лубленное факультативное изучение ее может начинаться с 8 класса общеобразовательной школы. Обучение информатике в 11 классе общеобразовательной школы осуществляется по программе, подготовленной в соответствии с приказом Министерства образования, культуры и здравоохранения РК от 14 апреля 1994 года №156 “Об учебных планах обще-образовательных учебных заведений”. Перечисленные выше учебные программы и учебники являются основными для использования при обучении информатике. Кроме них в учебном процессе могут исполь-зоваться дополнительные учебные пособия для углубленного или факультативного изуче-ния информатики. Учителю в соответствии с профилем школы (классов) в физико-математических, технических лицеях, гимназиях, классах с углубленным изучением фи-зики, математики, парал¬лельно с указанными учебниками, по его выбору, рекомендуется использовать учебники и учебные пособия издательств “Просвещение -Казахстан”, “Дрофа – Китап” и др. При обучении информатике в общеобразовательных школах с уйгурским, узбек-ским языками обучения используются переводные учебники. Реализация образовательной программы по информатике осуществляется в услови-ях специально оборудованного современными компьютерными техниками кабинете и обеспечивается наличием ППС, печатных пособий, мультимедийных электронных учеб-ников, аудио и видеофильмов и т.п. Библиотечный фонд школы должен содержать необходимую учебно-методическую литературу по учебному предмету “Информатика” соответственно установленным норма-тивам и составу учебно-методического комплекса. Библиотечный фонд и информацион-ная база должны быть доступными учащимся для пользования. Образовательная область “ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ” ФИЗИКА «Физика» как учебный предмет является одной из составляющих государственного компонента базисного учебного плана среднего общего образования Республики Казах-стан. Школьный курс физики призван обеспечить достаточно полный объем фундамен-тальных знаний в области физики, развитие мышления, познавательной и творческой спо-собностей школьников, формирование понимания ими роли физики в жизни современно-го общества и развитии общечеловеческой культуры, формирование научных взглядов на природу, социально значимых ориентацией, обуславливающих отношение человека к ми-ру, систему ценностей личности, навыков творческого приложения знаний в решении проблем. Перспектива развития содержания школьного физического образования связана с существенным расширением объекта исследования физической науки в области космиче-ских явлений (астрофизика), явлений в недрах Земли и планет (геофизика), некоторых особенностей явлений живого мира и свойства живых объектов (биофизика, молекулярная биология), информационных систем (полупроводниковой, лазерной и криогенной техники как основы ЭВМ). Физика стала теоретической основой современной техники и ее неотъемлемой со-ставной частью. Быстрыми темпами развиваются ядерная и термоядерная энергетика, связь (лазерная, волоконная оптика), создание материалов с заранее заданными свойства-ми и т.п. Многие из них находят отражение в курсах физики старших классов. Вместе с тем существует проблема более полного и более раннего изучения этих вопросов. Изменение приоритетов в школьном образовании диктует выделить следующие наиболее общие цели обучения физике: - формирование научного мировоззрения учащегося путем целостного представле-ния объективной физической картины мира как развивающейся системы фундаменталь-ных физических теорий; - развитие способностей ученика на основе усвоения им способов самостоятельно-го приобретения знаний по физике, а также социального опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, ставшей объектом деятельности, благодаря которой решаются возможные личные и социальные проблемы. Достижение этих целей обеспечивается решением следующих задач: - подготовить учащихся к непрерывному образованию на основе прочного усвое-ния способов как коллективного, так и индивидуального приобретения знаний, для чего сформировать у них необходимые навыки научного метода познания, позволяющие про-водить учебные экспериментальные исследования и теоретически объяснить наблюдае-мые физические явления; - сформировать у учащихся стройную систему знаний о природе и ее познании че-ловеком; - развить познавательные способности и мышление учащихся, приобщить их к творческой деятельности; - сформировать у учащихся причастность к процессам планетарного масштаба и личную ответственность за экологичность осуществляемой ими деятельности; - способствовать адаптации учащихся к жизни в быстроразвивающемся технологи-зированном обществе. На основе этих задач в учебной программе раскрываются более конкретные дидак-тические задачи обучения физике, среди которых наиважнейшей является: научить уча-щегося способам добывания знаний. В 2006-2007 учебном году обучение физике в 7-10 классах общеобразовательной школы Республики Казахстан осуществляется на основе Государственного общеобяза-тельного стандарта среднего общего образования РК по предмету “Физика”, утвержден-ного приказом МОН РК за № 693 от 24.09.2002 г. В Базисном учебном плане для изучения физики в основной ступени школы (7-9 классы) предусмотрено 6 часов в неделю, 204 часа в учебном году, в том числе: 7 класс - 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году, 8 класс - 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году, 9 класс - 2 часа в неделю, 68 часов в учебном году. Одним из направлений модернизации казахстанского образования, ориентирован-ных на создание конкурентоспособного образовательного поля, является профилизация старшей ступени школы. Нормативные рамки этого процесса очерчены в Государствен-ном общеобязательном стандарте образования (2002 г.). При этом предусматривается по-этапный переход на профильное обучение в старших классах 11-летней школы. В 2006-2007 учебном году профилизация должна охватить 10-е классы. При этом предусматри-вается выбор школьниками общественно-гуманитарного или естественно-математического направления обучения. В классах естественно-математического направ-ления на изучение физики выделяется 3 часа в неделю (всего 102 часа в 10 классе); обще-ственно-гуманитарного направления - 1 час в неделю (всего 34 часа в 10 классе). На лю-бом профиле обучения для учащихся, проявляющих повышенный интерес к физике и ее практическим приложениям, школа может увеличить число часов на изучение физики пу-тем предоставления курса по выбору. При обучении физике и астрономии в 7-9 классах следует использовать программу «Физика и астрономия» для 7 класса общеобразовательной школы. – Алматы: РОНД, 2003 (приказ МОиН РК № 148 от 11.03.2003 г); программу «Физика и астрономия» для 8-9 классов общеобразовательной школы. – Алматы, 2004 (приказ МОиН РК № 405 от 12.05.2004 г). В 10 классах в соответствии с направлением обучения будут использованы сле-дующие программы, утвержденные приказом МОиН РК № 672 от 18.10.2005 г.: 1. Программы по физике для 10-11 классов общеобразовательной школы естест-венно-математического направления. Башаров Р.Б., Токбергенова У.К., Казахбаева Д.М., Байжасарова Г.З., Кронгардт Б.А. //Программы по физике для 10-11 классов общеобразо-вательной школы. – Алматы: КАО им.Ы.Алтынсарина, 2006. 2. Программы по физике для 10-11 классов общеобразовательной школы общест-венно-гуманитарного направления. Башаров Р.Б., Байжасарова Г.З., Токбергенова У.К., Казахбаева Д.М. //Программы по физике для 10-11 классов общеобразовательной школы. – Алматы: КАО им.Ы.Алтынсарина, 2006. Перечень учебно-методических комплексов, разрешенных к использованию в ор-ганизациях среднего общего образования, определен приказом МОиН РК № 6 от 6 января 2006 года и согласно этому приказу учащиеся 7-9 классов продолжают обучаться по сле-дующим учебникам: 1. 7 класс. Физика и астрономия. Башарулы Р., Казахбаева Д., Токбергенова У. – Алматы: Атамура, 2003. 2. 8 класс. Физика и астрономия. Дуйсенбаев Б.М., Байжасарова Г.З., Медетбекова А.А. – Алматы: Мектеп, 2004. 3. 9 класс. Физика и астрономия. Башарулы Р., Казахбаева Д., Токбергенова У., Бекбасар Н. – Алматы: Мектеп, 2005. В соответствии с направлением обучения в 10 классах общеобразовательной шко-лы согласно приказу МОиН РК №129 от 16 марта 2006 года рекомендуется использовать следующие учебно-методические комплексы: 1. Физика. Кронгардт Б.А., Кем В.И., Койшыбаев Н. Учебник для 10 класса обще-образовательной школы (естественно-математическое направление). – Алматы: Мектеп, 2006. 2. Физика. Башаров Р.Б., Байжасарова Г.З., Токбергенова У.К. Учебник для 10 класса общеобразовательной школы (общественно-гуманитарное направление). – Алматы: Мектеп, 2006. 3. Физика. Методическое руководство для учителей 10 класса общеобразователь-ной школы общественно-гуманитарного направления.. Башарулы Р.Б., Байжасарова Г.З., Токбергенова У. – Алматы: Мектеп, 2006. 4. Физика. Кронгардт Б.А., Кем В.И. Методическое руководство для учителей 10 класса общеобразовательной школы естественно-математического направления..– Алма-ты: Мектеп, 2006. 5. Физика. Дидактические материалы для 10 класса общеобразовательной школы общественно-гуманитарного направления. Байжасарова Г.З., Токбергенова У., Медетбеко-ва А.А., Жубанов М.Ж. – Алматы: Мектеп, 2006. 6. Физика. Дидактические материалы для 10 класса общеобразовательной школы естественно-математического направления. Кронгардт Б.А., Кем В.И.– Алматы: Мектеп, 2006. 7. Сборник задач по физике для 10 класса общеобразовательной школы естествен-но-математического направления. Туякбаев С.Т., Бакынов Ж., Тынтаева Ш.– Алматы: Мектеп, 2006. 8. Сборник задач по физике для 10 класса общеобразовательной школы общест-венно-гуманитарного направления. Каймулдина А.К.– Алматы: Мектеп, 2006. При большом числе учащихся, желающих изучать физику углубленно, школа име-ет право за счет часов, выделяемых базисным учебным планом на профильные курсы, до-бавлять к 3 недельным часам на профильном уровне еще 2 часа в неделю на изучение фи-зики. Требования к подготовке учащихся определяются стандартом по физике для соот-ветствующих ступеней. При организации профильного обучения на старшей ступени школы необходимо заложить в учебный план школы курсы по выбору. Это могут быть курсы следующего со-держания: «Физика и техника», «Решение физических задач с помощью компьютера», «Физика космоса», «Физика и экология», «Основы радиотехники и электроники», «Био-физика», «Физика и энергетика Казахстана», «Компьютерная технология моделирования физических процессов», «История открытий в области физики, астрономии, космонавти-ки», «Методы решения задач повышенной трудности по физике» , «Решение эксперимен-тальных задач» и др. Изучение физики как учебного предмета по выбору учащихся, а также углубленное факультативное изучение ее может начинаться с 8 класса общеобразовательной школы. Обучение физике в 11 классе общеобразовательной школы в этом учебном году будет осуществляться по программе, подготовленной в соответствии с приказом Мини-стерства образования, культуры и здравоохранения РК от 14 апреля 1994 года №156 “Об учебных планах общеобразовательных учебных заведений”. Перечисленные выше учебные программы и учебники являются основными для использования при обучении физике. Кроме них в учебном процессе могут использовать-ся дополнительные учебные пособия для углубленного или факультативного изучения физики. Выбор учебно-методического обеспечения зависит от уровня подготовленности, возможностей учителя и задач, которые он ставит перед собой. Учителю в работе в соот-ветствии с профилем школы (классов) – в физико-математических, технических лицеях, гимназиях, классах с углубленным изучением физики, математики, парал¬лельно с указан-ными учебниками, по его выбору, рекомендуется использовать учебники и учебные посо-бия для школ и классов с углубленным изучением физико-математических дисциплин из-дательств “Мектеп”, “Просвещение-Казахстан” и др., например, как учебники С.В. Гро-мова «Физика. 10 класс» – Алматы: Просвещение-Казахстан, 2006 и Г.Я.Мякишева «Фи-зика. 10 класс» – Алматы: Мектеп, 2006 (учебники переработаны казахстанскими автора-ми согласно ГОСО РК). При обучении физике в общеобразовательных школах с уйгурским, узбекским языками обучения используются переводные учебники, утвержденные приказами МОиН РК № 6 от 6 января 2006 г., №129 от 16 марта 2006 г. Реализация образовательной программы по физике осуществляется в условиях специально оборудованного кабинета и обеспечивается наличием приборов и принад-лежностей общего назначения, демонстрационных и лабораторных приборов, печатных пособий, диапозитивов и диа-, кино- и видеофильмов, кино-, и видеофрагментов, техниче-ских средств обучения. Библиотечный фонд школы должен содержать необходимую учебно-методическую литературу по учебному предмету “Физика” соответственно установленным нормативам и составу учебно-методического комплекса. Библиотечный фонд и информационная база должны быть доступными учащимся для пользования.